Успаміны, узнагароды, бібліяграфія

Лариса Дмитриевна
Ляшенко

в воспоминаниях современников...

Вспоминает
Шевалье Игорь Александрович,
преподаватель Гродненского культпросветучилища

Познакомился я с Ларисой Дмитриевной Ляшенко в 1947 году в городе Слониме.

Ансамбль Г.Ширмы в Слониме давал концерт в Доме офицеров для личного состава 8-го Краснознамённого Ордена Кутузова механизированного Александрийского корпуса. Лариса Дмитриевна вместе с Иваном Хворостом исполняли танец. Танец прошёл на бис, их очень долго не отпускали со сцены.

Я жил рядом с Домом офицеров, и после концерта мы с женой пригласили Ларису Дмитриевну в гости. С того времени и началась наша дружба.

Потом много лет я работал с Ларисой Дмитриевной в нашем Гродненском культпросветучилище.

Лариса Дмитриевна - человек-творец, человек-созидатель, которая всю свою жизнь посвятила искусству, сеяла разумное, доброе, вечное.

В том, что ансамбль «Неман» существует и процветает, -огромная заслуга Ларисы Дмитриевны. Она являлась его организатором и много-много лет отдавала себя творчеству, руководству ансамблем «Неман», а потом передала его своим ученикам. Ларису Дмитриевну очень любили и любят её ученики.

Ансамбль «Неман» появился в 1957 году. Нас вызвала Емельянова и поставила задачу срочно создать ансамбль, так как по приглашению польского ансамбля «Курки зелёные» наш ансамбль должен был поехать в Польшу на гастроли. Так появился «Неман».

2003 год



Вспоминает
Кляшень Маргарита Петровна,
артистка ансамбля песни и танца “Нёман”

Есть люди, общение с которыми оставляет в душе глубокий след и добрую память на всю жизнь. Именно к таким людям относится Лариса Дмитриевна Ляшенко.

Я увидела её впервые где-то в 1946-1947 годах. В то время я занималась в балетной студии при филармонии у И. Хвороста, а Лариса Дмитриевна вела там танцевальный кружок. Я думаю, что это было началом её деятельности, как хореографа. Мы, дети, смотрели на неё, как говорится, во все глаза: молодая, энергичная, с яркой внешностью, а, главное, “здорово” танцевала. Потом И.Хвороста пригласили в Минск, студия распалась. Через какое-то время я узнала, что идёт набор в старшую группу танцевального кружка при Доме пионеров. Со школьной подружкой я пришла в Дом пионеров и там встретила Ларису Дмитриевну. Мы были приняты в кружок.

На занятия Лариса Дмитриевна приходила всегда подтянутой, собранной, с доброй улыбкой. Она стала для нас образцом для подражания. Мы относились к ней, как к старшей сестре или подруге, - всегда делились секретами, могли поплакаться в “жилетку”. И для каждой из нас у неё находилось доброе слово, улыбка, одобрение, сочувствие.

К занятиям Лариса Дмитриевна относилась очень серьёзно, была требовательна, тактична и никогда никого не обижала. Она учила нас понимать музыку и красоту движений, учила общению с людьми, упорству в работе. Заниматься с ней было интересно, мы уже многое умели делать.

Однажды Лариса Дмитриевна, придя на занятия, объявила: “Будем ставить балет “Снегурочка”. Все, конечно, обрадовались. Заняты в балете были все дети. И тут открылся ещё один дар Ларисы Дмитриевны - режиссура. Было интересно наблюдать, как рождается балет. Вместе с подбором музыки Лариса Дмитриевна распределяла роли и выяснилось, что она очень хорошо изучила наши возможности, характеры, и каждый получил то, на что был способен. Я, например, стала Бобылём, т.к. в те годы была добрым сорванцом. Лариса Дмитриевна работала и со всеми вместе, и с каждым отдельно. Объясняла характерные особенности каждого персонажа, показывала как выполнять движения, чтобы подчеркнуть эти особенности. Она всё время повторяла: “Вы не должны просто танцевать, вы должны обыграть каждое движение, чтобы зрителям было понятно, кто есть кто не только по костюмам, вы должны создавать образ”.

У нас были не только занятия в классе и репетиции, но и беседы в минуты отдыха и, даже, маленькие праздники. Помню как на один из Дней рождения Лариса Дмитриевна накрыла для нас сладкий стол, а мы преподнесли ей цветы, открытки, маленькие подарки. Все мы много смеялись, танцевали. Лариса Дмитриевна рассказывала смешные истории из своей сценической деятельноти, а мы - о маленьких казусах на наших концертах. Получился настоящий праздник.

Общаться с Ларисой Дмитриевной я продолжала и потом, когда стала взрослой. Я уже работала в сельской школе учительницей. В те времена много внимания уделялось художественной самодеятельности. Вот я и занялась постановкой танцев с детьми и молодёжью. Мне это удавалось, и в этом большую роль сыграла Лариса Дмитриевна. Приезжая изредка в Гродно, я обязательно советовалась с ней, а она охотно делилась со мной своими знаниями.

Время шло, и я перебралась работать в Гродно. Однажды я встретилась на улице с Ларисой Дмитриевной, она заговорила о недавно созданном ансамбле песни и танца “Неман”, и я сразу окунулась в атмосферу благожелательности и понимания. Танцевальный коллектив был молодым: студенты, учителя, служащие.

Лариса Дмитриевна осталась такой же молодой (годы не имели власти над ней), энергичной, деятельной. Была в полном расцвете сил, как хореограф. Работы у неё было много: постановка танцев и танцевальных сюит, подборка костюмов, преподавание в культпросветучилище, концерты, поздние поездки с концертами по стране и в зарубежье, съёмки в кино и на телевидении, постановка хореографических сцен в Гродненском театре.

А танцы! Они всегда пользовались успехом у зрителей. В них был талант и душа Ларисы Дмитриевны, любовь и огромный труд. Искромётная “Лявониха” и оригинальная “Козочка”, молдавские, испанские, польские, украинские танцы и, конечно, “Метелица”, которая очень долго держалаь на сцене. Была и постановка “Вальпургиевой ночи”. Я в ней уже не участвовала, так как покинула “Неман”, но видела её на сцене. Прекрасное сочетание музыки Гуно и движений, созданных Ларисой Дмитриевной.

Я иногда бывала у Ларисы Дмитриевны дома. С ней интересно всегда: разговаривать или просто слушать её истории. Темы разные: о жизни, кинофильмах, книгах, танцах. Иногда вспоминали отдельные события из жизни Ларисы Дмитриевны. От этих воспоминаний становилось немного грустно, но эта грусть была прекрасна, ибо не всем дано всю свою жизнь посвятить любимому делу. А Лариса Дмитриевна может сказать: “Танец - это моя жизнь!”

Конечно, у Ларисы Дмитриевны были и взлёты, и падения, и радости, и горести, как в личной жизни, так и в творчестве. Но она всегда была жизнерадостной, стойкой, терпеливой, доброй, скромной. Для меня Лариса Дмитриевна - человек с большой буквы и всегда таким останется.

2003 год

Вспоминает
Николай Таратута,
участник ансамбля песни и танца "Неман"

Якой была Ларыса Ляшэнка ў жыцці, распавёў Мікола Таранда журналісту Ірыне Новік (Hrodna.life). Артыкул па спасылцы: https://ru.hrodna.life/articles/laryisa-lyashenka-uspaminy/. Ніжэй – прыводзім цытаты (Міколы Таранды) і фота з гэтага матэрыялу.

«Лариса Ляшенко ставила танцы, а Тамара Симанович репетировала их. На первый взгляд она напомнила мне чёртика, над головой которого торчала косичка. Она строго смотрела за нами, руки поправляла и особенно требовала, чтобы держали спину».

Ляшенко — вторая слева в первом ряду

«Лариса Дмитриевна говорила, что от наших танцев у нее сердце болит, и вот-вот инфаркт хватит. Я все время думал, что вот, она такая пожилая, что сердце болит, вдруг правда умрет из-за нас. А она жила и жила. Когда я в последний раз был с ней на гастролях в Польше в 1994 году, ей было 80 лет».

«Наверное, из-за того, что парней-танцоров всегда не хватает, она очень хорошо относилась к тем, кто пришел из аграрного института. Не делала обидных замечаний, старалась найти лучшую обувь, одежду по размеру. Хотя и было кому проводить с нами репетиции, она сама показывала некоторые танцевальные приёмы. Несмотря на свой возраст, она приподнимала юбку и показывала махи ногами как в юности, когда танцевала в Большом балете в Москве».

«У нас даже форма для репетиций была как у настоящих артистов балета».

«Я помню её в шубе. Не могу сказать ничего особенного об одежде. Но, конечно, она не носила длинные юбки. И те, что носила, приходилось поднимать. Иначе не подпрыгнешь. Специфика работы такая».

МиколаТаранда подсчитал, что за 19 лет на сцене он танцевал 45 разных народных танцев. Многие из них – постановки Ляшенко. «У нее их было столько в голове, что только успевай. Все танцы, которые мы танцевали, были её авторскими. Ещё у неё была огромная библиотека книг по хореографии.

Когда ёй исполнилось 85 лет, она раздарила свою библиотеку танцорам. Подписала каждому по книге. Я тогда подумал, зачем мне эта книга. Одной девушке из наших передарил, которая продолжала заниматься танцами. Сейчас жалко, что Лариса раздала книжки. Могли бы они храниться в колледже или в Доме культуры. Была бы чудесная библиотека».

«На 50-й годовщине «Нёмана», которая проходила уже без первых руководителей ансамбля Ларисы Ляшенко и Адама Чопчыца, на сцену вышла бывшая участница балетнай группы, Эмма Никифоровна Дубко. Она сказала, что не имеет права больше держать у себя альбом, в который втечение всей истории народного коллектива Лариса Ляшенко собирала биографии танцоров, фотоснимки танцев, которых она поставила больше 90.

На сцене ГДК она передала альбом в руки директора Ивана Зачатко. Возможно, позже он попал к руководителю «Нёмана» Николаю Бенько. А потом его след затерялся. Где сейчас альбом Ларисы Ляшенко — неизвестно».

Вечарына з нагоды 50-годдзя ансамбля “Нёман” на сцэне ГДК.

Эмма Дубко с альбомом Ларисы Ляшенко

Кстати, нынешний ресторан «Лямус» тоже можно связать с именем Ларисы Ляшенко. Когда она приехала в Гродно, жила в этом здании несколько лет. В то время здесь было общежитие для работников культуры.

Узнагароды

Бібліяграфія

  1. Ларыса Дзмітрыеўна Ляшэнка // Заслужаныя дзеячы і работнікі культуры Гродзеншчыны: нарысы.- Гродна, 1999.- С. 22-23.
  2. Гололобова,Л. В танце - через всю жизнь… : [Л.Д.Ляшенко - 90 лет] / Л.Гололобова // Гродзенская праўда.- 2004.- 20 сакавіка.
  3. Костин, В. Расцветать народным танцам / В.Костин // Гродзенская праўда.- 1964.- 22 сакавіка.
  4. Кухаронак,Т. Ларыса Ляшэнка, чый лёс і прызванне - танец / Т. Кухаронак // Культура.- 1999.- 10-16 ліп. (№25).- С. 4.
  5. Михайлова, И. Жизни навстречу: [К 50-летию Л.Д.Ляшенко] / И. Михайлова // Гродзенская праўда.- 1964.- 14 сакавіка.
  6. В вихре жизни и танца: [известному балетмейстеру, артисту Ларисе Ляшенко исполнилось бы 100 лет] / Светлана Мурина // Гродзенская праўда. - 2014. - 26 лютага. - С.8
  7. Нисевич, И. О творчестве начинающих композиторов Гродненщины: [ в том числе о Л.Д.Ляшенко] / И.Нисевич, Р.Пукст // Гродзенская праўда.- 1951.- 8 мая.
  8. Новик, Ирина. «В такие годы так прыгать!» Бывший танцор «Нѐмана» рассказал, как танцевали с Ларисой Ляшенко [Электронный ресурс] // hrodna.life. – Режим доступа: https://ru.hrodna.life/articles/laryisa-lyashenka-uspaminy/. – Дата доступа: 11.05.2020. – фото.
  9. Новицкая, Л. В свои восемьдесят она демонстрирует танцевальные па и руководит рок-группой / Л.Новицкая // Гродзенская праўда.- 1997.- 6 сакавіка.
  10. Шыдлоўскі,А. Шчодры талент : [Л.Д.Ляшэнка - 80 год] / А. Шыдлоўскі // Гродзенская праўда.- 1994.- 26 сакавіка.