Успаміны, узнагароды, бібліяграфія
Лариса Дмитриевна Ляшенко


в воспоминаниях современников...


Вспоминает
Шевалье Игорь Александрович,
преподаватель Гродненского культпросветучилища


    Познакомился я с Ларисой Дмитриевной Ляшенко в 1947 году в городе Слониме.
Ансамбль Г.Ширмы в Слониме давал концерт в Доме офицеров для личного состава 8-го Краснознамённого Ордена Кутузова механизированного Александрийского корпуса. Лариса Дмитриевна вместе с  Иваном Хворостом исполняли танец. Танец прошёл на бис, их очень долго не отпускали со сцены.
    Я жил рядом с Домом офицеров, и после концерта мы с женой пригласили Ларису Дмитриевну в гости.     С того времени и началась наша дружба.
    Потом много лет я работал с Ларисой Дмитриевной в нашем Гродненском культпросветучилище.
    Лариса Дмитриевна - человек-творец, человек-созидатель, которая всю свою жизнь посвятила искусству, сеяла разумное, доброе, вечное.
    В том, что ансамбль «Неман» существует и процветает, -огромная заслуга Ларисы Дмитриевны. Она являлась его организатором и много-много лет отдавала себя творчеству, руководству ансамблем «Неман», а потом передала его своим ученикам. Ларису Дмитриевну очень любили и любят её ученики.
    Ансамбль «Неман» появился в 1957 году. Нас вызвала Емельянова и поставила задачу срочно создать ансамбль, так как   по приглашению польского ансамбля «Курки зелёные» наш ансамбль должен был поехать в Польшу на гастроли. Так появился «Неман».


2003 год


Вспоминает
Кляшень Маргарита Петровна,
артистка ансамбля песни и танца  “Нёман”


    Есть люди, общение с которыми оставляет в душе глубокий след и добрую память на всю жизнь. Именно к таким людям относится Лариса Дмитриевна Ляшенко.
    Я увидела её впервые где-то в 1946-1947 годах. В то время я занималась в балетной студии при филармонии у И. Хвороста, а Лариса Дмитриевна вела там танцевальный кружок. Я думаю, что это было началом её деятельности, как хореографа. Мы, дети, смотрели на неё, как говорится, во все глаза: молодая, энергичная, с яркой внешностью, а, главное, “здорово” танцевала. Потом И.Хвороста пригласили в Минск,  студия распалась. Через какое-то время я узнала, что идёт набор в старшую группу танцевального кружка при Доме пионеров. Со школьной подружкой я пришла в Дом пионеров и там встретила Ларису Дмитриевну. Мы были приняты в кружок.
    На занятия Лариса Дмитриевна приходила всегда подтянутой, собранной, с доброй улыбкой. Она стала для нас образцом для подражания. Мы относились к ней, как к старшей сестре или подруге, - всегда делились секретами, могли поплакаться в “жилетку”. И для каждой из нас у неё находилось доброе слово, улыбка, одобрение, сочувствие.
    К занятиям Лариса Дмитриевна относилась очень серьёзно, была требовательна, тактична и никогда никого не обижала. Она учила нас понимать музыку и красоту движений, учила общению с людьми, упорству в работе. Заниматься с ней было интересно, мы уже многое умели делать.
    Однажды Лариса Дмитриевна, придя на занятия, объявила: “Будем ставить балет “Снегурочка”. Все, конечно, обрадовались. Заняты в балете были все дети. И тут открылся ещё один дар Ларисы Дмитриевны - режиссура. Было интересно наблюдать, как рождается балет. Вместе с подбором музыки Лариса Дмитриевна распределяла роли и выяснилось, что она очень хорошо изучила наши возможности, характеры, и каждый получил то, на что был способен. Я, например, стала Бобылём, т.к. в те годы была добрым сорванцом. Лариса Дмитриевна работала и со всеми вместе, и с каждым отдельно. Объясняла характерные особенности каждого персонажа, показывала как выполнять движения, чтобы подчеркнуть эти особенности. Она всё время повторяла: “Вы не должны просто танцевать, вы должны обыграть каждое движение, чтобы зрителям было понятно, кто есть кто не только по костюмам, вы должны создавать образ”.
    У нас были не только занятия в классе и репетиции, но и беседы в минуты отдыха и, даже, маленькие праздники. Помню как на один из Дней рождения Лариса Дмитриевна накрыла для нас сладкий стол, а мы преподнесли ей цветы, открытки, маленькие подарки. Все мы много смеялись, танцевали. Лариса Дмитриевна рассказывала смешные истории из своей сценической деятельноти, а мы - о маленьких казусах на наших концертах. Получился настоящий праздник.
    Общаться с Ларисой Дмитриевной я продолжала и потом, когда стала взрослой. Я уже работала в сельской школе учительницей. В те времена много внимания уделялось художественной самодеятельности. Вот я и занялась постановкой танцев с детьми и молодёжью. Мне это удавалось, и в этом большую роль сыграла Лариса Дмитриевна. Приезжая изредка в Гродно, я обязательно советовалась с ней, а она охотно делилась со мной своими знаниями.
    Время шло, и я перебралась работать в Гродно. Однажды я встретилась на улице с Ларисой Дмитриевной, она заговорила о недавно созданном ансамбле песни и танца “Неман”,  и я сразу окунулась в атмосферу благожелательности и понимания. Танцевальный коллектив был молодым: студенты, учителя, служащие.
    Лариса Дмитриевна осталась такой же молодой (годы не имели власти над ней), энергичной, деятельной. Была в полном расцвете сил, как хореограф. Работы у неё было много: постановка танцев и танцевальных сюит, подборка костюмов, преподавание в культпросветучилище, концерты, поздние поездки с концертами по стране и в зарубежье, съёмки в кино и на телевидении, постановка хореографических сцен в Гродненском театре.
    А танцы! Они всегда пользовались успехом у зрителей. В них был талант и душа Ларисы Дмитриевны, любовь и огромный труд. Искромётная “Лявониха” и оригинальная “Козочка”, молдавские, испанские, польские, украинские танцы и, конечно, “Метелица”, которая очень долго держалаь на сцене. Была и постановка “Вальпургиевой ночи”. Я в ней уже не участвовала, так как покинула “Неман”, но видела её на сцене. Прекрасное сочетание музыки Гуно и движений, созданных Ларисой Дмитриевной.
    Я иногда бывала у Ларисы Дмитриевны дома. С ней интересно всегда: разговаривать или просто слушать её истории. Темы разные: о жизни, кинофильмах, книгах, танцах. Иногда вспоминали отдельные события из жизни Ларисы Дмитриевны. От этих воспоминаний становилось немного грустно, но эта грусть была прекрасна, ибо не всем дано всю свою жизнь посвятить любимому делу. А Лариса Дмитриевна может сказать: “Танец - это моя жизнь!”
    Конечно, у Ларисы Дмитриевны были и взлёты, и падения, и радости, и горести, как в личной жизни, так и в творчестве. Но она всегда была жизнерадостной, стойкой, терпеливой, доброй, скромной. Для меня Лариса Дмитриевна -  человек с большой буквы и всегда таким останется.

2003 год


1)Ларыса Дзмітрыеўна Ляшэнка // Заслужаныя дзеячы і работнікі культуры  Гродзеншчыны: нарысы.- Гродна, 1999.- С. 22-23.
2) Гололобова,Л. В танце - через всю жизнь… : [Л.Д.Ляшенко - 90 лет]  /  Л.Гололобова // Гродзенская праўда.- 2004.- 20 сакавіка.
3) Костин, В. Расцветать народным танцам  / В.Костин // Гродзенская праўда.- 1964.- 22 сакавіка.
4) Кухаронак,Т. Ларыса Ляшэнка, чый лёс і прызванне - танец / Т. Кухаронак // Культура.- 1999.- 10-16 ліп. (№25).- С. 4.
5) Михайлова, И. Жизни навстречу: [К 50-летию Л.Д.Ляшенко] / И. Михайлова // Гродзенская праўда.- 1964.- 14 сакавіка.
6) В вихре жизни и танца: [известному балетмейстеру, артисту Ларисе Ляшенко исполнилось бы 100 лет] / Светлана Мурина // Гродзенская праўда. - 2014. - 26 лютага. - С.8
7) Нисевич, И. О творчестве начинающих композиторов Гродненщины: [ в том числе о Л.Д.Ляшенко]  / И.Нисевич, Р.Пукст // Гродзенская праўда.- 1951.- 8 мая.
8) Новицкая, Л. В свои восемьдесят она демонстрирует танцевальные па и руководит рок-группой  / Л.Новицкая // Гродзенская праўда.- 1997.- 6 сакавіка.
9) Шыдлоўскі,А. Шчодры талент : [Л.Д.Ляшэнка - 80 год] / А. Шыдлоўскі // Гродзенская праўда.- 1994.- 26 сакавіка.
Узнагароды
Бібліяграфія
Гродзенская ГЦБС 2014г.
Прадмова Дзяцінства Юнацтва Каханне і выпрабаванні Вайна Гродна Неман Вучні Танец Характар Пасляслоўе Успаміны