Конкурс эссе "Книга – лучший подарок"

Библиотека-филиал №2 в 2019 году объявляла КОНКУРС ЭССЕ «Книга – лучший подарок»
К участию приглашались ся все желающие вне зависимости от пола, возраста и любви к чтению!
Работы на конкурс принимались до 1 декабря по адресу Гродно, Белуша, 37, библиотека 
или по E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС СОСТОЯЛСЯ! 
Итоги конкурса эссе "Книга – лучший подарок" подведены.
Торжественное награждение победителей состоялось 14 января 2020 года в 15.00 в библиотеке-филиале №2 по адресу Гродно, Белуша, 37Тел. для справок: 8-0152-71-86-28.
 
Все участники получили сертификат участия в проекте «Развитие через чтение»,
а победители – ценные книжные подарки.
 
Количество победителей определило жюри. Организаторы конкурса оставляют за собой право использовать тексты эссе победителей и участников для цитирования и публикации на сайте учреждения, в статьях для журналов «Библиотечный мир», «Библиотечное дело», иных областных и республиканских средств массовой информации.
 
Для справки: Эссе – короткое сочинение от половины до двух страниц, в котором выражена личностная позиция. по какому-либо вопросу. Личностная позиция в эссе должна быть взвешенной и обоснованной. Эссе можно писать как в свободной форме по предложенному названию, так и по заданным вопросам, раскрывая полно один вопрос или кратко все вопросы.
 
Вопросы для эссе:
  1. В чем смысл обычая делать подарки?
  2. Почему существует мнение, что книга – лучший подарок?
  3. Как выбирать книгу в подарок лучшему другу (подруге)?
  4. Опишите книгу, которую хотели бы себе в подарок.
Критерии оценки эссе:
  1. наличие личностной позиции;
  2. обоснованность личностной позиции;
  3. оригинальность суждений;
  4. применение юмора и парадокса;
  5. цитирование великих людей.
Фрагменты статьи И.С.Домбровской о конкурсе "Книга в судьбах людей" (2017) для журнала "Библиотечное дело" (РФ) 
 
Несколько лет назад в Беларуси поднимался вопрос о необходимости национальной программы поддержки и продвижения чтения. Почему она не была разработана и не принята, можно только предполагать. В России такая программа есть, но и там публичные библиотеки склонны модернизироваться в развлекательно-досуговые центры. Все как будто забыли, что главная функция библиотеки – хранилище книг, и она предполагает рекламу чтения как форму проведения досуга. А ведь библиотека могла бы стать и просветительско-образовательным центром, исследующим и развивающим читательскую компетентность.
Для меня как психолога, со студенчества интересовавшегося психологий чтения, реализовавшего свой интерес в монографии «Введение в психологию чтения» (Домбровская, 2017) и несколько лет проработавшего в библиотеке, видится очевидной необходимость анализировать популярные способы чтения и предлагать инновационные. Поэтому мною был задуман и проведен конкурс «Книга – лучший собеседник» среди читателей г. Гродно.
….Собранные эссе представляют собой богатый феноменологический материал для анализа с точки зрения психологии чтения. Далее в статье будет речь именно о психологическом анализе феноменологии чтения, полученной методом написания эссе по наводящим вопросам учащимися 9-классниками.
….Анализ начну с некоторых статистических данных. Из 67 участников исследования только один говорит о позиции наблюдателя при чтении (отстранении), только 10 о воспроизведении читаемого в воображении (сотворчество), а  13 говорят о погруженности в книгу и 12 об идентификации с героем. Эти 25 человек предпочитают традиционный способ чтения, который в эстетике называют вчувствованием. Остальные принимают идею диалогического чтения и размышляют над вопросом, с кем и как читатель ведет диалог в процессе чтения.
 ….В 29 эссе звучит утверждение, что при чтении диалог идет с автором, что согласуется с подходом традиционного литературоведения. В 19 эссе речь идет об общении с героями книги, что можно считать подтверждением психоаналитического искусствоведения. А в 12 эссе звучит тема чтения как внутреннего диалога («диалог в голове», «диалог с самим собой», «со своим Я», «со своим внутренним миром» и т.п.), что подтверждает мою концепцию диалогического чтения.
Важно, что в 9 эссе отмечается, что общение идет с миром книги, что позволяет предположить, что диалог воспринимается очень современно, как взаимодействие жизненных миров. В одном эссе речь идет об общении со смыслом книги, что идет в русле концепции смыслового чтения, популярной в России. И очень интересно, что в одном эссе звучит тема, что книга развивает взгляд на себя со стороны (Агата Пышкайло, СШ №13), что позволяет увидеть зародыш концепции рефлексивного чтения, которая может возникнуть в будущем. ….в полученных работах представлены очень глубокие мысли, которые говорят о чтении и молодежи больше, чем сухая статистика. Приведу цитаты из эссе, чтобы была видна живая ткань размышлений о чтении.
«Как только человек берет в свои руки книгу, он сразу начинает развивать в себе взгляд со стороны, свое мнение, учится рассуждать» (Агата Пышкайло, СШ №13).
«Читая книгу, у нас появляются вопросы, но и ответы мы находим в ней, именно поэтому я считаю, что книга – лучший собеседник» (Вероника Самойло, СШ №13).
«Для каждого человека собеседниками бывают разные книги….Ведь люди разные» (Ксения Тарасевич, СШ №13).
«Каждый человек воспринимает прочитанное очень индивидуально» (Виолетта Рогачевская, СШ №13).
 «Когда мы читаем книгу, мы погружаемся в ее смысл» (Виктория Ревутская, СШ №13).
 «Когда мы читаем книгу, мы беседуем с нашим воображением» (Глеб Отрощенко, СШ №13).
«… в книге всегда есть ответ. Она мне как бы отвечает следующей строчкой» (Агата Осипчук, СШ №11).
«Мы общаемся с героями при помощи автора» (Лиза Лукашевич, СШ №11).
«Книга – собесденик, потому что читая, мы переживаем за героев, как за настоящих людей» (Валерия Прусова, СШ №11).
«Философские вопросы возникают после прочтения» (Вадим Грицук, СШ №11).
«Общением с книгой называется любое взаимодействие с ней. При условии, что сам читатель смотрит на книгу как на отдельный маленький мирок, а не как на набор слов» (Евгений Колосовский, СШ №11).
«Когда читаем, можем общаться как с самим собой, так и с автором, узнавать мнение автора, и сравнивать его со своим» (Артем Троевский, Гимназия №7)
«Ответы передаются нам не через героя, а через книгу» (Никита Панасевич, Гимназия №7).
«Очень важно не задавать лишних вопросов, а внимательно слушать, чтобы попасть в загадочный мир» (Елизавета Красковская, Гимназия №7).
«Нам приходится говорить за книгу. Говоря за книгу, мы продвигаем мысль автора этой книги» (Диана Богомаева, Гимназия №7)
«Когда мы хоти задать вопрос книге, мы пытаемся сформулировать вопрос и после этого искать ответы» (Дарья Макар, Гимназия №7).
Развитию рефлексивности чтения послужил наш  конкурс эссе «Книга – лучший собеседник».
 
Домбровская, И.С.Введение в психологию чтения. – Гродно: ЮрсаПринт, 2017. – 92с.
Домбровская, И.С. Диалогическое чтение как фактор личностного развития / И.С.Домбровская // Культурно-историческая психология: от научной революции к преобра зованию социальных практик: Материалы XVII Международных чте ний памяти Л.С. Выготского. Москва, 14‑19 ноября 2016 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2016. – С.88-94 с.
Домбровская, И. С.Концепция диалогического чтения / И.С. Домбровская // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева, №№ 12–15. Психология, философия и педагогика чтения. / Материалы 18-й, 19-й и 20-й Международных научно-практических конференций по психологии, философии и педагогике чтения, посвященных 20-летию Международного института чтения им. А.А. Леонтьева (22 апреля 2015 г., Москва, 18 июня 2015 г., Санкт-Петербург), 130-летию Российского психологического общества при Московском университете (29 сентября 2015 г., Москва, 10 ноября 2015 г., Санкт-Петербург) и 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (21 января 2016 г., 28 марта 2016 г.) / Ред.-сост. И.В. Усачева. Издание 2-е, доп. в 4-х частях. — М.: НИЦ ИНЛОККС, 2016, — с.214 -216.
Леонтьев Д.А., Салихова А.Ж. Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии // Материалы IV Всероссийского съезда РПО., Москва, 18–21 сент. 2007 г.: в 3 т. М.; Ростов-на-Дону: Кредо, 2007. Т. 2. - С. 237–238.
Улановский А.М.Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. — 2-е изд., испр. — М.: Смысл, 2016. — 255 с.
 
Адрес библиотеки-филиала №2: г. Гродно, ул. Белуша, 37, (Библиотека-филиал № 2)
Режим работы: 11.00-20.00
Суббота: 11.00-19.00
Выходной: воскресенье
Тел. библиотеки-филиала №2 для справок: 75-58-27
E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Подробнее об условиях конкурса СМОТРИ Положение о конкурсе эссе "Книга – лучший подарок"

Дополнительная информация